Иисус сел — такова была традиционная поза учителя, но она также подчеркивает торжественность момента, недаром в раввинской литературе Моисей часто изображался сидящим на горе Синай как на троне. Как и во времена заключения Договора с Богом и дарования Закона, гора была окружена народом. Иисус подзывает к себе учеников, которые являются представителями народа Израиля.
Восходом на гору Господь научает нас ничего не делать по тщеславию и на показ. Видя великое множество собравшегося к нему народа. Он сел и начал учить его, не в городе, не на площади, чтоб видели Его многие и хвалили. Но на горе, в пустыне, где не было никого, кроме душевно желавших получить или видеть исцеления.
«Иисус сказал народу каждый день с вами сидел Я, уча в храме» - Мат.26.55/. Это сильно выражено в словах «сидел Я», которые, с одной стороны, указывают на обычай Христа учить в храме «сидя». Он учитель учил, сидя показывая наравне с учениками. А сейчас проповедники на кафедре показывают себя как учителя, не достигшие, статуса учителя учат, пожилых с опытом не обращая на это внимание, грубят. Это стыд молодым.
«Увидев народ, Христос взошёл на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его» - /Мат.5.1/ Торжественный характер Его проповеди, подразумеваемый в словах «и когда Он сел». Христос много раз проповедовал по какому-нибудь случаю, и тогда проповеди Его носили характер беседы. Теперь же, когда Он расположился так, чтобы все хорошо слышали Его, проповедь Его имела характер преднамеренной, заранее приготовленной речи. Он сел, как Судья, или Законодатель. Это указывает нам на то, что говорить о Божественных истинах и слушать их следует в спокойном и уравновешенном состоянии духа. «Он сел, чтобы исполнилось Писание» - /Мал 3.3/, Он сел очищать, удалять примеси, извращенные учения сынов Левия. Он воссел на престоле, Судия праведный /Пс.9.5, ибо слово Его будет судить нас. Фраза «отверзши уста Свои» представляет собой всего лишь иудейский парафраз слова «заговорив», как и в Иов 3.1. Но некоторые считают, что эти слова подчеркивают торжественность ситуации. Собрание было большим, поэтому Он возвысил Свой голос и говорил громче обычного. Долгое время Он говорил через Своих слуг, пророков и открывал их уста Иез.3:27; Иезекииля 24.27; Иез.33.22), но теперь Он отверз Свои собственные уста и говорил уверенно, как власть имеющий. Один из древних так комментирует это место: «Христос многому учил, не открывая Своих уст», то есть Своею святой, примерной жизнью; более того, Он учил и тем, что не открывал уст Своих, когда был веден, как Агнец, на заклание. Но теперь Он отверз уста Свои и учил, дабы исполнилось Писание, Прит.8.1−2, 6. Не премудрость ли взывает, и не разум ли возвышает голос свой? Изречение уст ее — правда. Он учил их согласно обетованию /Ис.54.13: И все сыновья твои будут научены Господом. Ибо именно для этого Ему был «дан язык мудрых» - Ис.50.4/ и «Дух Господа»- /Ис.61.1/.
Он учил их тому, что является злом, которого они должны избегать, и что является добром, в котором они должны пребывать и преуспевать. Ибо суть христианства состоит не в теориях и рассуждениях, а в том, чтобы направить на верный путь наше мышление и наше поведение. Евангельская эпоха — это эпоха исправления» /Евр.9.10/; Евангелие призвано исправить нас, сделать хорошими, лучшими. Истина, которая в Иисусе, есть истина, относящаяся к благочестию» - /Тит 1.1/.
Можно сделать вывод, что по древнему обычаю, Иисус учил и проповедовал сидя /Мат.13.1; 24.3/. На это указывают выражения Матфея и Марка, что Он сначала «сел у моря» и только затем перешел в лодку. В древнем мире мы не знаем других примеров подобной проповеди из лодки. Но несомненно, что это было весьма удобно как для Самого Христа, так и для слушавшего Его народа. Как сказано выше, Спаситель, по-видимому, хотел проповедовать на берегу, потому что на это именно указывают слова предыдущего стиха: «сел у моря». Только тогда, когда к Нему собрался народ, Он вошел в лодку и сел в ней. Этим объясняется, почему глагол «сел» употреблен два раза — в первых двух стихах по одному разу. Такой же смысл речи и у Марка, который говорит, что Спаситель начал учить «при море», когда же собрался народ, то Он вошел в лодку и сидел (сел?) на море. Матфей опускает выражение Марка «на море».
«Христос сел и учил их» - /Иоанна 8.2/. Его поза — он сел и учил их, как власть имеющий и как намеревающийся пребывать на этом месте в продолжение некоторого времени.
Почему Иисус обращался к народу из лодки? Очевидно, к такому способу общения с народом Он прибегал не однажды. В эпоху, когда не существовало никаких систем для усиления звука, единственной возможностью дать большому числу людей услышать, поучение было создание для этого соответствующих акустических условий. Такие условия возникали, например, когда Иисус поднимался на возвышенность, а слушатели рассаживались ниже Мат.5.1/. В случае, когда говорящий сидит в лодке на некотором расстоянии от берега, а слушатели располагаются на берегу, поверхность воды становится тем естественным звуковым резонатором, который помогает большему числу людей слышать голос.
Такой был обычай раввинов. Считалось, что учитель должен сидеть во время наставления. В этом случае, по крайней мере, народ также сел на траву. Господь сел в лодку, чтобы ко всем слушателям стоять лицом и чтобы все слышали Его. И с моря уловляет Он тех, кто находится на земле.
«И сев призвал и сказал им…» - /Марк 9.35/. Христос упрекает учеников за их самовозвышение. Придя в Капернаум, Он наедине спросил учеников, о чем они дорогою рассуждали между собою, ст. 33. Христос прекрасно знал, о чем они рассуждали, но хотел услышать это от них самих, хотел, что бы они исповедали Ему грех и неразумие своих рассуждений. Отметим: Мы все должны быть готовы к тому, что наш Господь призовет нас к ответу за все случающееся с нами во время нашего земного странствования по пути испытаний. В частности, мы будем призваны к ответу за наши разговоры между собой, ибо от слов своих будем либо оправданы, либо осуждены. Как наши рассуждения друг с другом по пути, так, особенно, споры, будут вспомянуты, и мы должны будем дать за них отчет. Христос непременно потребует отчета от Своих учеников за их споры о первенстве и старшинстве; именно это было предметом обсуждения в данном случае: кто больше, ст. 34. Ничто так сильно не противоречит двум величайшим законам Царства Христова, какие Он преподает в Своей школе и показывает на Своем примере, законам смирения и любви, как желание быть высоким в этом мире и споры об этом. Он старался при всяком случае пресечь эти нездоровые настроения, потому что они исходили от ошибочного понимания природы Его Царства (как царства от мира сего) и имели прямую тенденцию унизить честь и опорочить чистоту Его Евангелия, а также, как предвидел Христос, грозили смертельной опасностью для Церкви. Итак: Им хотелось скрыть это (ст. 34): Они молчали... Как в том случае, когда они не спрашивали (ст. 32), потому что стыдились признаться в своем невежестве, так и здесь они не отвечали, стыдясь признать свою гордость. Он хотел исправить их ошибку и привести их к лучшему настроению, поэтому сел, чтобы обстоятельно побеседовать с ними по этому вопросу. Он призвал двенадцать и сказал им: Что своим честолюбием и любовью к титулам и власти они не только не достигнут первенства в Его Царстве, но лишатся его: Если кто хочет или ставит своей целью быть первым, будет последним, кто превозносит себя, тот будет унижен, — гордость человека унижает его. Что быть выше других означает не преимущество, но благоприятную возможность для большего труда и для большей снисходительности к другим, а также обязанность к тому и другому: Кто хочет быть первым, тот должен больше трудиться и служить каждому. Кто епископства желает, доброго дела желает, ибо он должен, подобно апостолу Павлу, больше трудиться и быть всем слугой.
«И закрыв книгу и отдав служителю, сел» - /Лук. 4.20/. Прочитав, Христос закрыл книгу, отдал ее служителю и сел, как это было принято у иудейских учителей; Он каждый день сидел в храме – уча» - /Мат. 26.55/. Затем Он начал Свою беседу с ними со слов: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. О чем Исаия писал в виде пророчества, Я теперь читаю вам как о свершившемся событии». Теперь это пророчество начало исполняться с выхода Иисуса Христа на открытое служение: теперь, когда они слышат о Его учении и чудесах, совершенных в других местах; теперь, когда они слышат проповедь, обращенную к ним в их собственной синагоге. Вполне вероятно, что Христос продолжал говорить и показал им, как это пророчество исполнилось в Его учении о приближении Царства небесного; показал, что Он благовествует освобождение, прозрение, исцеление и все блаженства лета Господня благоприятного. В тот день уста Иисуса Христа произнесли много других слов благодати, из которых приведенные слова были всего лишь начальными; ибо Христос часто произносил длинные проповеди, мы же имеем только краткое их описание. В данном случае вполне достаточно вступления: Ныне исполнилось писание сие.
Никто не может по своей собственной воле стать «подпаском» стада Христова; он должен постоянно взирать на Своего верховного Пастыреначальника и ждать от Него знака и назначения. Ибо кто хочет стать посланником Божиим, тот должен ждать этого призыва свыше; если же, не дожидаясь его, он поспешит стать пастырем, то Господь скажет ему и подобным ему: «Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему»... /Иер.23.32/. Он не может быть домостроителем по собственному или по призванию таковым другими. Если кто из нас пожелает стать управляющим имением герцога Вестминстерского и начнет распоряжаться в его доме без его ведома, то очень скоро он убедится в своей ошибке. И, очевидно, прежде чем стать епископом, "домостроителем Божиим" /Тим.1.7/, он должен быть назначен на этот пост высшей властью.
Апокалиптическое звание «Ангел» - /Откр.2.1/ означает посол; а как могут люди быть посланниками Христовыми, как не по Его избранию и назначению? Если же кто усомнится, что звание «Ангел» относится к проповеднику, то пусть скажет, к кому же тогда оно относится. К кому в Церкви Христовой Святой Дух писал как к ее представителю, если не к тому, кто занимал там начальствующее место?
Но как узнать молодому человеку, призван ли он на это служение, или нет? Это очень важный вопрос, и к нему надо отнестись со всей серьезностью. Да поможет нам в этом Бог! То, что многие избрали неправильный путь, оказались недостойными своего служения, хорошо видно на примере бесплодной деятельности многих проповедников и нравственного упадка церквей, нас окружающих. Большое несчастье для человека, если он становится пастырем не по призванию, и для церкви, которой он себя навязывает, нанося ей тем огромный вред. И как грустно и больно видеть, сколь часто умные люди ошибаются в выборе своей профессии и посвящают себя делу, которым никогда не собирались заниматься. Не подобных ли проповедников имел в виду поэт, написавший следующие строки:
«Скажите, о мудрецы, найдете ли вы
среди животных всех видов и размеров,
От китов и слонов до мух,
Такую тварь, которая бы так нарушала свой план
и постоянно заблуждалась, как человек!
Каждое животное ищет себе добра
и находит удовлетворение, покой и пищу
Соответственно своей природе, и никогда не ошибается
В том, что выбрал или предпочел.
Только человек так сильно ошибается, хотя
Он намного умнее их.
Откройте же глаза и посмотрите:
Вол никогда не пытается летать
или оставить свое пастбище в лесу,
Чтобы с рыбами искать пищу в ручье.
Только человек из всех тварей
поступает вопреки своему рассудку.
Когда я думаю о том огромном несчастье, к которому может привести неправильный выбор нашего христианского служения как пастырей, я содрогаюсь от мысли, что мы можем переоценить свои возможности; лучше нам больше сомневаться и чаще проверять себя, чем стать плевелом в поле. Если только есть большое желание, то можно найти много верных способов испытать себя в правильности выбора своего призвания.
Самым важным и непременным условием является: прежде чем вступить на пастырскую кафедру, тщательно проверить и испытать себя, насколько мы пригодны к этому деланию. Для этого необходимо быть не только добрым христианином, но и иметь особый дар к пастырскому служению. Быть пастырем без призвания – это пустой звук и не более.
Один человек, хорошо знавший Аллейна, знаменитого англиканского проповедника, рассказывал, что тот был «бесконечно и ненасытно жаден в своем желании обращать души других людей». Когда была предложена должность профессора в его университете, он предпочел стать капелланом, потому что сгорал от нетерпения заняться непосредственной пастырской деятельностью. Не делайся проповедником, если можешь заняться другим делом, мудро ответил один древний пастырь человеку, обратившемуся к нему за советом. Если кто из вас мог бы удовлетвориться должностью редактора, или бакалейщика, или фермера, или доктора, или судьи, или сенатора, или президента, ради Бога, не отговаривайте его идти своим путем; в нем нет той полноты присутствия Духа Святого, которая заставила бы его отказаться от того, к чему стремится его душа. Если же вы можете сказать, что за все сокровища мира вы не можете и не в силах посвятить себя другому делу, кроме как проповедованию Евангелия Иисуса Христа, тогда доверьтесь этому чувству, если наряду с другими для того необходимыми условиями имеет все признаки проповеднического призвания.
«Т.Траск, пастырь несущий успешное служение, сказал: «Я сел в начале декады и сделал математический расчёт. Если две церкви Божьи объединят свои усилия и начнут ещё одну церковь, через несколько лет количество церквей увеличится в два раза. Вы нигде не найдёте свидетельства о том, что Бог повелел миру идти в церковь. Бог повелел церковь идти в мир. Проще сидеть отсиживать штаны, чем беседовать сидя.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности